У меня несколько вопросов:
Насколько можно сокращать молитвенное правило, когда его нет возможности читать полностью? Может можно выделить какие-то несколько обязательных или наиболее близких молитв?
Обязательно ли читать утром и вечером или можно по кускам в течение дня?
Можно ли читать где придется или обязательно стоя перед иконами с покрытой головой?
Ну и если смысл прочитанного полностью минует мозг, что делать? _________________ Есть мечта? Беги к ней! Иди к ней! Ползи к ней! Или хотя бы лежи в ее направлении...
Счастье - это когда родные и очень близкие тебе люди здоровы! Остальное отремонтируем, выбросим, купим, забудем...
Заметил, что между "мозги где-то летают" и "воспринимаю смысл молитвы" очень резкая граница, но во втором состоянии долго не задерживаешься. А удержать это активным вниманием не получается по порочному кругу - если ты рассматриваешь свое состояние во время молитвы, ты уже не молишься. Настоящая молитва, получается, должна не содержать даже рефлексии как мешающего фактора. Есть какие-либо рекомендации на преодоление этого препятствия?
Здравствуйте:) Вопросы накопились:) Начну:
1) слово "рог", встречающееся в песне 3-й Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу ("вознесый рог верных Твоих"). В моем молитвослове дается объяснение, как "символ крепости и славы", но мне это как-то не совсем понятно. О какой славе тут говорится, и что значит, что Господь этот символ возносит?
2) "спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Ангеле Божий..." - немного сложный для меня оборот в этом прошении "яко бдяща сохрани" можно ли понимать как "сохрани во мне бдение", "соделай бодрствующим"? (встречала такие варианты перевода).
3) также сложно для восприятия: "Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа". Можно ли это как-то чуть попроще перефразировать? _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
Также очень признательна за создание данной темы:) _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
У меня несколько вопросов:
Насколько можно сокращать молитвенное правило, когда его нет возможности читать полностью? Может можно выделить какие-то несколько обязательных или наиболее близких молитв?
Обязательно ли читать утром и вечером или можно по кускам в течение дня?
Можно ли читать где придется или обязательно стоя перед иконами с покрытой головой?
Ну и если смысл прочитанного полностью минует мозг, что делать?
1. Вопрос лучше решать с духовным отцом/духовником. В отдельных случаях я даю такое благословение своим прихожанам.
2. См. п. 1. Ради того, чтобы правило читалось, а не опускалось, лучше действительно читать по частям. Допустимо даже утром прочитывать непрочитанное вечернее и вечером - утреннее. Но не делать такое чтение правилом.
3. П. 1. Лучше перед иконами. Когда есть такая возможность.
4. Если полностью минует, лучше молитву прочитать повторно. Если немного входит в мозг, продолжать. Стараться с первого раза прочитать молитву внимательно. Молиться внимательно не дает наше страстное состояние. Но и преодолеть страстное состояние помогает молитва. А также глубокое осознание грехов/греховности.
Заметил, что между "мозги где-то летают" и "воспринимаю смысл молитвы" очень резкая граница, но во втором состоянии долго не задерживаешься. А удержать это активным вниманием не получается по порочному кругу - если ты рассматриваешь свое состояние во время молитвы, ты уже не молишься. Настоящая молитва, получается, должна не содержать даже рефлексии как мешающего фактора. Есть какие-либо рекомендации на преодоление этого препятствия?
Да, рекомендация отцов "держать ум в словах молитвы" не предполагает рефлексии. Владимир, если мы совершили какой-то тяжкий грех, и только молитва возвращает нас к умилительному душевному состоянию, не правда ли, рефлексия не особо нас беспокоит? Все дело в нашем страстном состоянии, которое мы пытаемся преодолеть волевым умственным усилием. Как только удастся немного одолеть страсти, рефлексия уйдет сама собой.
Здравствуйте:) Вопросы накопились:) Начну:
1) слово "рог", встречающееся в песне 3-й Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу ("вознесый рог верных Твоих"). В моем молитвослове дается объяснение, как "символ крепости и славы", но мне это как-то не совсем понятно. О какой славе тут говорится, и что значит, что Господь этот символ возносит?
2) "спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Ангеле Божий..." - немного сложный для меня оборот в этом прошении "яко бдяща сохрани" можно ли понимать как "сохрани во мне бдение", "соделай бодрствующим"? (встречала такие варианты перевода).
3) также сложно для восприятия: "Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа". Можно ли это как-то чуть попроще перефразировать?
1. Рог - образ, указывающий на силу. Вознести рог - прославить, укрепить силу, даровать победу над врагом.
2. Да, конечно.
3. Молюся Тебе, Блаже, утренюющих Тебе души озари Божиим светом Твоим, любовью, чтобы Тебя познавать, истинного Бога, из греховного мрака призывающего к Себе.
Примечательные образы из 3-х канонов:
"отверзи покаяния ми дверь"
"исхити из руки льстивого велиара"
"моли о непотребных рабех"
"многими содержимь напастьми"
"страстей мя сущают прилози"
"лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему"
"враг попирает"
"моя многонедужныя струпы"
"ангели бо грознии" - выпадает, если читаешь канон Иисусу Сладчайшему, как и ряд интересных словообразований
"душетленного велиара"
"на одре болезни моея и немощи низлежащу ми"
"к Тебе утренюю"
"помощи ми руку ниспослав"
"умоли спасти вся православныя, монахи и мирские"
"от оскорбляющих мя зол избавити"
"блудницу и блудного и Манассию и мытаря преидох, о Иисусе мой, страстьми"
"налоги бесов отгоняющу"
"и пространство в скорбех" - оказалось, я не понимаю до конца это выражение
"устави сердце мое от настоящего мятежа"
"якоже согреших аз, окаянный и блудный"
"пригвозди мя, о Иисусе мой"
"тьмами обещах Тебе, страстный"
"в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником"
О, кстати, кто может помочь подобрать из церковной поэзии образ Матери Божией как двери? Мне для храмовой двери надо надписание.
"Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице" -не предлагать, сильно на слуху.
На тему образов:
Многие ругают за витийство византийцев, а как по мне, эти образы являются витийством Духа. Им же познаются они через личный опыт Богообщения. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
О, кстати, кто может помочь подобрать из церковной поэзии образ Матери Божией как двери? Мне для храмовой двери надо надписание.
"Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице" -не предлагать, сильно на слуху.
Благодарю, фраза нужна не длинная.
Можно еще добавлять варианты.
Дверь в храм Богородичный, поэтому надо такой образ. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Особенно нравятся выражения из 8 песни канона:
"впад, о Иисусе, в душетленныя разбойники"
и из 9-й "в делех студных и безместных"
из молитв ко причастию: "от мысленного волка звероуловлен буду".
Что характерно, читая регулярно молитвы, мы совершенно не используем в обычной речи ЦСЯ-образы, выражения и слова. Причиной тому, думается, поверхностность нашей молитвы: отложили молитвослов и вернулись к обычной "нормальной" жизни. Пунктик отметили и вздохнули свободно. А вот новоначальный, неофит, нередко живет молитвой. Вспомним себя в новоначальном состоянии.
Причиной тому, думается, поверхностность нашей молитвы
100%
Недавно слушала ответы на вопросы журналистов вл. Климента, так приятно резануло слух ЦСЯ слово -искони. _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
из молитв ко причастию: "от мысленного волка звероуловлен буду".
Что характерно, читая регулярно молитвы, мы совершенно не используем в обычной речи ЦСЯ-образы, выражения и слова.
По поводу вот этой метафоры, мне она тоже оч нравится. Была весьма удивлена, когда узнала, что у режиссера Валерии Гай Германики есть стихотворение с этой метафорой (которое стало текстом для песни группы "Смысловые галлюцинации" - "Мысленный волк"). Была на встрече с ней в рамках местного кинофестиваля, там как раз про это спросили, она сказала, что это личное и не хочет говорить. Если кто с ней общался или видел, как она говорит, понимает, о чем я - очень было неожиданно узнать о таких ее познаниях и интересах. _________________ По иронии природы, человеческим существам всегда свойственно ускорять шаг, если они сбились с пути. (c)
Как и любое другое дело, молитва требует определенного времени, места, положения тела.
Время. Часто задаваемый вопрос. Наилучшим временем совершения молимтвенного правило есть то, которое определено совместно с духовным отцом/духовником. Либо то постоянное время, которое установилось у нас. Лучшими часами для молитвы следует назвать раннее утро и поздний вечер, в соответствии с обычным пробуждением ото сна и отходом ко сну. Либо часы, не следующие сразу за пробуждением и несколько часов предшествующие сну. Все остальные случаи следует признать исключениями (которые, как известно, есть частный случай правила). Поскольку, лучше вообще молиться, чем не молиться вовсе, то прочтение вечером утреннего правила и утром - вечернего, хоть и нежелательно, но вполне возможно.
Место. Лучшие места для личных молитв - храм и келия (личная комната, личное пространство). У кого такого пространства нет, приходится удовлетворяться тем, что имеется в наличии. Двор, природа, транспорт и прочее.
Коллективная молитва в келии, трапезной, в храме особенно полезна своими дисциплинирующими "свойствами" и научением правильному чтению. Как исключение, возможно использовать и "техсредства", стараясь не дать им с течением времени силы правила. Особенно вредно неблагоговейное прослушивание Литургии, богослужений, граничащее с профанацией молитвы и Таинств Церкви. Для чтения молитв пользуются печатными, рукописными и электронными книгами.
Положение тела. Рекомендуемое Церковью положение - стоя. Возможно и более, так сказать, аскетическое, на коленях. На самом деле, на коленях молиться зачастую легче: снижается ортостатическая нагрузка и нагрузка на ноги. Кроме того, молящийся нередко не стоит на коленях, но сидит либо лежит. Следует понимать, что наши благоговейные чувства при некоторых положениях тела утрачиваются.
Для немощных, болящих, старцев, беременных рекомендуют молитвы сидя и лежа. Снова таки, если мы не на смертном одре, положение откинувшись на диване неблагоговейно, но как временное положение вполне допустимо.
не знаю, из личной практики мне тяжело молиться вечером. Постоянно засыпаю.
Предпочитаю день. Включая чтение вечерних молитв до Владыко Человеколюбче.
Утреннее время действительно самое благоприятное. Если с утра хорошо помолишься, то день длиннее. :) _________________ Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
Сегодня мне привелось начинать утреннее правило в 15.00. Вечернее придется читать по памяти, простейшее с Иисусовой. У нас сегодня было 38 тепла, да и ночью пока жарковато. Хотел часть вечернего сразу после утренних читать, да не получилось.
Спасибо за ответы! Помогите, пожалуйста, еще в нескольких местах разобраться:
1) в молитве после Канона покаянного "Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый";
2) утр.молитвы, 7-я, к Богородице - "мирскаго мя превышша слития сотвори";
3) канон к Богородице - 3.1."недугующа телом и душою", "лютое телесе озлобление" - говорится ли в этих местах о каких-то физических страданиях, или это все как-то условно?
3.2. "телесныя слабости и душевныя недуги" - говорится ли тут о страстях наших телесных и душевных?
3.3. обращение к Богородице - "столп утверждения" - встречала где-то перевод как "твердыней безопасной", но мне и этот перевод как-то не совсем понятен)
И еще мне всегда интересно было: Как правильно начинать читать Канон молебный ко Пресвятой Богородице? Читать сначала начальные молитвы - Царю Небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш...: Господи помилуй (12 раз): Слава, и ныне: Приидите, поклонимся... 50-й псалом.
Потом тропари, которые указаны перед каноном ("К Богородице прилежно ныне притецем..." и "Не умолчим никогда, Богородице...") и потом после них снова 50-й псалом (как указано в молитвослове). Так? То есть 50-й псалом дважды читаем? Или какой-то другой порядок? _________________ Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.
(Б. Пастернак)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах